Об авторах
Скульпторы
Евгений Александрович Лансере
русский скульптор-анималист
Евгений Александрович Лансере (1848 – 1886) – сын статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере сына майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской, воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).

Родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. С детства в своих работах выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, — лошадей. Впоследствии, молодой скульптор совершит ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, добавив в своё творчество многие этнические образы (Афганец, Араб, и др), значительно обогатившие его творчество.

Специального художественного образования не получил и занимался лепкой самостоятельно. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея, Национальном художественном музее Беларуси, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.
Артемий (Артур) Лаврентьевич Обер
русский скульптор, академик Императорской Академии художеств

Артемий (Артур) Лаврентьевич Обер (1843 – 1917) родился в Москве, в семье управляющего конторой Императорских московских театров. Окончил 4-ю Московскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета, где на втором курсе увлекся скульптурой и решил поменять профессию. По совету отца отправился в Париж, где занимался в рисовальной школе у скульптора-анималиста А.-Л. Бари (1865 – 1870).


По протекции Ф.А. Бруни получил небольшую мастерскую в Императорской Академии художеств (1871). Впервые появился на академической выставке (1872) с произведениями "Лошадь-башкирка", "Собака" и "Лев, пожирающий газель", за которые был награжден Академическим советом большой серебряной поощрительной медалью.


Участие в XI выставке "Товарищество передвижных художественных выставок" ("Борзая с лисицей", 1883), выставках Императорской Академии художеств и совместной с Е.А. Лансере выставке (1886), где Обер представил более 30 произведений, принесло ему популярность, всеобщее признание и звание Академик скульптуры (1893).


Работал в Париже (1894 – 1899), отлил 10 скульптур в керамической мастерской А. Биго. Участвовал в выставках общества "Мир искусства" (с 1900).

Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург
русский скульптор, бронзолитейщик
Барон Пётр Карлович Клодт (1805—1867) — русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург. Академик и заслуженный профессор Императорской Академии художеств. Действительный статский советник (1859).


Учился в Артиллерийском училище в Петербурге (1822 – 1828), по окончании которого вышел в отставку. Вольнослушатель Императорской Академии художеств (с 1830).
Считается основоположником анималистического жанра в России, работал в области монументальной и станковой пластики. Совместно с С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским участвовал в скульптурном оформлении арки Нарвских триумфальных ворот (1833 – 1850), памятника И.А. Крылову (1855) в Летнем саду, конной статуи памятника Николаю I (1856 – 1859, по проекту О. Монферрана) на Исаакиевской площади в Санкт – Петербурге, памятника князю Владимиру в Киеве (1853).


За бронзовую группу "Лошадь с возничим" получил звание академика (1838). Преподавал в Императорской Академии художеств, профессор 1-й степени (1848), заслуженный профессор (1858), возглавлял литейную мастерскую Императорской Академии художеств. Главный наблюдатель за преподаванием начертательных искусств в военно-учебных заведениях (1858 – 1863). Член Императорского общества поощрения художеств (1857), Академии Святого Луки в Риме (1852), Академии изящных искусств в Париже и Королевской Академии художеств в Берлине.
Василий Яковлевич Грачев
русский скульптор-самоучка
Василий Яковлевич Грачев (1831-1905) происходил из семьи государственных крестьян.

Мальчиком был отдан нашесть лет в ученики петербургскому придворному мастеру по чеканке В.Андрееву. В дальнейшем работал модельщиком (выполнял модели из воска), был чеканщиком на известных ювелирных фабриках (фирмах) Ф.А. Верховцева, П.А. Овчинникова, В.И. Сафронова, А.А. Смирнова, И.С. Сазикова, И.П. Хлебникова, а также на фабрике художественной бронзы К.Ф. Верфеля. Под маркой заведений этих фабрикантов известно большинство его произведений, переведенных в серебро и бронзу.

Его работы неоднократно награждались на художественно-промышленных выставках. Открыв собственную мастерскую-студию (1885), выступил на выставке с самостоятельными работами и за скульптурную композицию "На водопое" получил серебряную медаль от города Санкт – Петербурга. 

Известен как автор многочисленных моделей мелкой пластики и прикладного искусства, отливавшихся в бронзе, реже – в серебре и чугуне.
Адриен Этьенн Гауде
французский скульптор
Адриен Этьенн Гауде (Adrien Etienne Gaudez, 1845-1902) - известный французский скульптор, получил профессиональное художественное образование в Парижской Школе изящных искусств, где он обучался в классе выдающегося французского скульптора Франсуа Жоффре.

В 1864 году, через два года после окончания Школы, Гауде впервые представил свои композиции на Парижском Салоне. Автор был удостоен престижной бронзовой награды. В 1881 году за представленные скульптурные произведения на Салоне Гауде был награжден золотой наградой.

Темы его работ разнообразны, больше всего автора интересовали национальные образы и типажи. Подобные произведения, предназначенные для спокойного созерцания и любования, являлись непременным элементом украшения интерьеров состоятельных горожан последней трети XIX века.

Пьер-Жюль Мен
французский скульптор-анималист
Пьер-Жюль Мен (Pierre-Jules Mene, 1810 – 1879) родился в семье преуспевающего мастера-литейщика.

Считается основоположником анималистического жанра в европейской скульптуре. Жил и работал в Париже. Создавал различные скульптурные группы, фигуры, шкатулки со скульптурным декором, декоративные кубки и др. на темы охоты и анималистики.

Модели Мена отличались натуралистически точным воспроизведением облика и передачей повадок животных с ярко выявленной психологией композиционного действия. Выставлялся на Парижских Салонах с 1838 г.

Его работы широко тиражировались в бронзе, серебре, шпиатре, чугуне, керамике и имеются во многих крупных музеях мира. На Каслинском и Кусинском заводах по французским бронзовым скульптурам, отлитым в собственной литейной мастерской Мена в Париже и на других французских бронзолитейных предприятиях, тиражировались работы в чугуне и изредка в патинированной бронзе.

На обоих заводах в разное время с небольшим изменением в названиях вещей тиражировались: скульптурные композиции – "Собаки на стойке"/"Пойнтер и сеттер на стойке за куропатками" (1847), "Кабан, затравленный собаками" (1846), "Семейство легавых собак" (1859), "Собаки левретки"/"Две собаки левретки"(1846), "Лошади на воле" (1852); скульптура и статуэтки – "Собака сеттер" (1847), "Собака пойнтер", "Конь в изгороди" (1846), "Козел" (1844), "Баран" (1860-е), "Лошадь, схваченная за шею волком"/"Волк, напавший на лошадь" (1840), "Фазан" (1846), "Олень" (1840) и др.